Правила физиотерапии в педиатрии

Основные правила физиотерапии в педиатрии являются:
1) своевременное и патогенетически обоснованное применение соответствующего физического фактора, дозировка его с учетом формы и стадии заболевания, возраста, индивидуальной реактивности организма;
2) возможно более раннее назначение (на доклинической стадии) в целях профилактики, коррекции обратимых функциональных сдвигов;
3) целесообразное сочетание с другими методами (медикаментозной
терапией, ЛФК, хирургическим вмешательством, специфической иммунизацией и др.);
4) последовательное использование разных факторов при хронических
заболеваниях;
5) систематический врачебный контроль переносимости и эффективности физиотерапии с учетом анатомо-физиологических особенностей.
Состояние нервной системы, возрастные и морфофункциональные изменения кожи обусловливают специфическую ответную реакцию на действие лечебных физических факторов.
1. Повышенная чувствительность ЦНС ребенка приводит к диффузным ответным реакциям организма, и результат лечения возникает раньше, при меньших дозах воздействия и меньшей продолжительности курса лечения.
2. В период полового созревания изменяется деятельность эндокринной системы, а, следовательно, могут извращаться рефлекторные реакции на физическое воздействие, поэтому дозировка физических факторов должна быть более осторожной.
3. Действие физических факторов не ограничивается местом их приложения. По нервным волокнам раздражение распространяется на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
4. Реакция организма на действие физических факторов связана не
только с нервно-рефлекторными и вегетативными сдвигами, но и с влиянием измененного метаболизма клеток и тканей на ЦНС. Процессы обмена веществ у детей характеризуются большей напряженностью и лабильностью, поэтому биологически активные вещества образуются раньше и в
большем количестве, чем у взрослого.
5. Причинами изменения реакции ЦНС на действие физических факторов могут быть инфекция и интоксикация, нарушающие условно-рефлекторную деятельность. Этим объясняются разная реакция на один и тот же фактор больного ребенка и здорового, необходимость изменения дозировок
в процессе лечения по мере выздоровления ребенка.
6. Поверхность кожи у детей относительно больше, чем у взрослых, чем объясняется значительная чувствительность ребенка к действию физических факторов. У новорожденных и грудных детей роговой слой эпидермиса очень тонок, а зародышевый, где происходит рост клеток, развит сильнее; связь между эпидермисом и собственно кожей более слабая, поэтому кожа в большей степени ранима. Однако она обладает повышенной способностью к регенерации; ее капиллярная сеть более развита, просвет сосудов долго остается широким, тонус сосудов – лабильным, вследствие чего гиперемия кожи, являющаяся типичной реакцией на действие многих физических факторов, возникает легче и при меньших дозах, чем у взрослых.
7. Большое содержание воды и повышенная проницаемость клеточных мембран кожи ребенка способствуют повышению всасывания, мацерации.
По этой причине тактильные, температурные, химические и болевые раздражения у детей раннего возраста вызывают не только местные, но и рефлекторные общие реакции. Однако реактивные изменения в коже проходят быстрее, например, эритемная реакция на воздействие ультрафиолетовых
лучей появляется спустя 2-4 ч и исчезает быстрее, чем у взрослых.
8. Потовые железы кожи у детей полностью не развиты, потоотделение до 4 месяцев слабое, подкожно-жировой слой состоит преимущественно из рыхлой клетчатки и выражен хорошо, поэтому возможно нарушение терморегуляции организма (перегревание).
Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей.
Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.
1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать
и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее чем за 30–45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном
перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.
2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с ин­тервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.
3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее, поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же
самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.
4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.
5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.
6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс
лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.
7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздейст­вуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.
8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты – с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата – с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) – от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.
9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр;
исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.
10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физиотерапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссеминации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела.
Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.
ОПТИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ НАЧАЛА ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ
(по В.С. Улащику, 1993)
Физиотерапевтический метод                  Возраст            Период между повторными курсами  
Гальванизация местная и электрофорез          4-6 недель                             1 месяц
Гальванизация общая и электрофорез                   5 лет                                   1 месяц
Электросон-терапия                                                  2-3 года                                2-3 месяца
Центральная электроанальгезия                          2-3 года                                2-3 месяца
Диадинамотерапия (диадинамофорез)              2-3 года                                10 дней
СМТ-терапия (амплипульстерапия)                   3 месяца                                 6 дней
Флюктуоризация                                                      6 месяцев                                6 дней
Электродиагностика                                                  2 месяца                                    –
Электростимуляция                                                 6 месяцев                               1 месяц
Чрескожная электростимуляция                          2-3 года                                 2 месяца
Дарсонвализация местная                                        2 года                                   1 месяц
Ультратонотерапия                                                    1 месяц                                  1-2 месяца
Индуктотермия                                                              5 лет                                    2-3 месяца
УВЧ-индуктотермия                                               5-6 месяцев                             1-3 месяца
УВЧ-терапия                                                      Первые дни жизни                      2-3 месяца
Микроволновая терапия                                          2 года                                     2-3 месяца
Магнитотерапия                                                        1-1,5 года                                 1-2 месяца
Франклинизация общая                                          14-15 лет                                  5 месяцев
Франклинизация местная                                        5-7 лет                                     2 месяца
Аэроионотерапия                                                        5-7 лет                                     2 месяца
Ингаляционная терапия                                Первые дни жизни                        1 месяц
Инфракрасное облучение                           Первые месяцы жизни                   1 месяц
Ультрафиолетовое облучение общее      Первые месяцы жизни                   2-3 месяца
Ультрафиолетовое облучение местное     Первые дни жизни                        1 месяц
Лазеротерапия                                                            1,5-2 года                                 2-3 месяца
Ультразвуковая терапия                                          2–3 года                                   2-3 месяца
Массаж                                                                  Первые дни жизни                        1 месяц
Подводный душ-массаж                                            2 года                                       2-3 месяца
Подводное вытяжение                                               14-15 лет                                  1-2 месяца
Гидрокинезотерапия                                        Первые дни жизни                        1 месяц
Углекислые, кислородные, жемчужные ванны     2-3 года                                2-3 месяца
Сульфидные, скипидарные, радоновые ванны      5-7 лет                                  5-6 месяцев
Лекарственные и минеральные ванны                   1-2 месяца                             1-2 месяца
Оксигенотерапия                                                             4-5 лет                                   1 месяц
Парафинолечение                                               Первые дни жизни                       1-2 месяца
Озокеритолечение                                                        6 месяцев                                1-2 месяца
Грязелечение местное                                                   2-3 года                                  2-3 месяца
Аэро- и гелиотерапия                                                   2-3 месяца                              1-2 месяца
Талассотерапия                                                               2-3 года                                   1 месяц
Иглотерапия                                                                     2 года                                      1-2 месяца
Лечебная физкультура                                       Первые дни жизни                        1 месяц
Особенности детского организма обусловливают и своеобразие методических приемов при физиолечении у детей:
• применение гальванического тока меньшей плотности (в 2-3 раза), чем у взрослых;
• уменьшение продолжительности процедур гальванизации и электрофореза до 15-20 мин;
• воздействие электрического поля УВЧ-аппарата небольшой мощности (30-80 Вт).
Результативность применения физических факторов зависит: от поведения ребенка, его активного отношения к лечению, веры в его эффективность. Оценить реакцию маленького ребенка на процедуру по его поведению и мимике, как правило, трудно, поэтому с целью приучения ребенка к окружающей обстановке первую процедуру иногда приходится проводить при малой дозировке или даже без включения аппарата. В комнате отдыха и физиотерапевтических процедур должны быть соответствующая мебель, картины, легко моющиеся игрушки. Необходимо соблюдать тишину, поддерживать соответствующую температуру, иметь запас чистого белья. После процедуры ребенку рекомендуется отдых. Процедуры следует проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 45-30 мин до следующего кормления.
Действие фактора не исчерпывается только процедурой, после ее окончания в фазе последействия в организме вновь происходят функциональные сдвиги. Ряду методов физиотерапии свойственно выраженное последействие, например, ультразвуку. Более значительный терапевтический эффект выявляется через 1,5-3 месяца после курса лечения, в связи с этим необдуманное назначение процедур в этом периоде может ухудшить состояние больного.