Дыхательные упражнения (1 часть)

С древнейших времен йоги придавали исключительное значение
дыханию и его ритмам. Считалось, что если физические упражнения
тренируют и совершенствуют тело, то дыхательная гимнастика,
называемая Пранаямой, влияет на психическое и умственное
развитие человека.
Пранаяма — слово санскритского происхождения и означает два
периода в процессе дыхания («прана» — это дыхание, а «яма» —
пауза). Согласно этому значению и трактовалась Пранаяма в
различных источниках. Однако позднее она стала ассоциироваться
еще с контролем и поглощением во время дыхания особой формы
энергии — «праны», или «акаши», которая, согласно учению йогов,
находится в разлитом состоянии во Вселенной, в том числе и в
окружающей нас среде. По их мнению, источником этой энергии
являются солнце и звезды. Йоги полагают, что человек может
накапливать ее с помощью особых дыхательных упражнений и
психико-волевых усилий, а потом посылать праны в центры нервной
системы — чакры.
Йоги утверждают, что процесс накапливания и распределения
праны можно поставить под контроль сознания и таким образом
значительно улучшить здоровье. Эта энергия принимает участие в
различных функциях организма, особенно в дыхании и
кровообращении. Когда количество праны в организме уменьшается,
начинается быстрый процесс старения. Человек становится менее
активным, что приводит к атрофии мышц, вялости, появляется лишний
вес и другие неприятные явления.
Автор, исходя из собственного опыта, считает, что на основе
абстрактно-образных волевых представлений можно накапливать
энергию в области солнечного сплетения, а затем посылать ее в
любой орган, в том числе и больной, с помощью концентрации
внимания или ритмичного дыхания, причем поток этой энергии
ощущается физически.
С помощью суггестивно накопленной праны значительно
усиливается защитное биомагнитное поле, окружающее человека в
виде оболочки (ауры). Оно может быть таким сильным, что
изолирует человека от внешних раздражителей, других видов энергии
(радиации, ионизирующего излучения), воздействия внушения и т. п.
Йоги утверждают, что они в состоянии использовать свою оболочку
для защиты других людей или создать непреодолимую стену биополя
на пути животного или человека.
Теория йогов о пране пока не нашла своего подтверждения в
современной науке, но практическая сторона Пранаямы, несомненно,
имеет большую ценность. Особый интерес представляет и учение о
связи дыхания с умственной деятельностью.
Рассмотрим общие принципы, рекомендуемые йогами при занятии
дыхательной гимнастикой. В частности, Н. Гунаджи в своей книге
«Научное и эффективное дыхание» подчеркивает, что дыхательные
упражнения не должны доводить до усталости или истощения, повторяться
слишком часто, выполняться в спешке или механически. Все
внимание необходимо сосредоточить на упражнении, добившись его
разнообразия мягкого и без больших усилий выполнения. Дыхание
должно быть плавным и ровным.
Для занимающихся Пранаямой, помимо указанных общих
принципов, йоги ставят еще и ряд обязательных условий: соблюдение
диеты, воздержание от употребления алкогольных напитков, крепкого
чая и кофе, курения. Дыхательные каналы и полость рта должны быть
чистыми. Все упражнения выполняются через нос. Дыхание ртом —
вредная привычка. Заниматься следует в легкой, не стесняющей
движений одежде.
Перед упражнениями необходимо потянуться всем телом. Не
рекомендуется чрезмерное растяжение какой-либо части тела, когда в
легких нет воздуха. Людям со слабым сердцем и легкими применять
методы дыхания йогов следует чрезвычайно осторожно, не
перенапрягаясь. Если чувствуется усталость или недомогание,
дыхательные упражнения нужно сократить до минимума, но
полностью не исключать. Заниматься следует в хорошо проветренном
помещении, где нет сквозняков, или на свежем воздухе. Упражнения в
контролируемом дыхании можно начинать с 11—12-летнего возраста
и продолжать до глубокой старости.
Каждый полный дыхательный цикл йоги делят на четыре стадии.
Первая — вдох, называется Пурака, что означает «наполнение». Вдох
должен быть плавным и беспрерывным. Если он прерывается, то
носит название «прерванной пураки». Вторая стадия — пауза после
вдоха, называется Абхьянтара Кумбхака, означает «похожий на
горшок». Заключается в преднамеренной остановке потока воздуха и
удержании его в легких без какого-либо их движения или мышц тела.
Третья стадия носит название Речака, что означает выдох. Он так же,
как и вдох, должен быть плавным и безостановочным, хотя часто
длительность вдоха и выдоха неодинакова. Обычно мускульная
энергия используется для вдоха, тогда как выдох в основном состоит
из ослабления напряженных мышц, выталкивающих воздух из легких.
Если овладеть полным и постоянным контролем над мышцами
живота, то мускульное усилие можно использовать как для вдоха, так
и для выдоха. Четвертая стадия — пауза после выдоха, особенно
преднамеренная или продолжительная, называется Бахья Кумбхака.
Она завершает цикл дыхания, а следующий начинается новым
вдохом.
Время, отводимое на каждую стадию, во многом зависит от
индивидуальных особенностей организма: возраста, пола,
тренированности и многих других причин. Однако йоги считают, что
существуют определенные закономерности между четырьмя стадиями
дыхания, и рекомендуют следующую пропорцию: Пурака — 1 единица
времени, исчисляемая обычно количеством ударов пульса или в
секундах, Абхьянтара Кумбхака — 4 единицы времени, Речака — 2,
Бахья Кумбхака — 1. Для тренированных людей Шива Шаран
предлагает такую пропорцию (в секундах) для трех этапов: первый
(начальный) — 4:16:8:1, второй (промежуточный) — 6:33:12:2, третий
(продвинутый) — 8:50:16:3.
Йоги считают, что при контролируемом дыхании возможны и
другие пропорции стадий цикла дыхания и что лучший путь — это
выбрать экспериментально свою. Впрочем, в процессе тренировки она
может измениться.
Как видим, йоги уделяют внимание не только вдоху и выдоху, но и
задержкам дыхания. Они делают глубокие дыхательные упражнения,
стараясь с избытком насытить тело кислородом, что позволяет на
длительное время задерживать дыхание. Это не причиняет йогам
большого беспокойства. Более тренированные могут задерживать
дыхание на час и больше без какого-либо ущерба для организма.
Известны факты, когда йоги, будучи зарытыми в землю или
замурованными в герметические склепы, находились там в течение
многих часов, а то и суток.
Йоги полностью контролируют задержку дыхания по своему
усмотрению. Начинающим они предлагают различные
вспомогательные средства для того, чтобы воздух не мог
самопроизвольно входить в легкие или выходить из них. Этими
средствами являются бандхи.
Для запирания воздуха можно использовать губы и мягкое нёбо,
голосовую щель, подбородок, диафрагму. Первые два способа
рекомендуют для задержки дыхания после вдоха, вторые — после
выдоха. Для того чтобы продлить Бахью Кумбхаку, практикуют
Джаландхару Бандху и Уддиану Бандху.
Йоги различают еще один вид задержки дыхания, который они
применяют для абсолютного отдыха. Это — Кевала Кумбхака, что
значит «абсолютно спокойная пауза или задержка дыхания». Иногда
такое состояние называют Стамбхаврити Пранаяма, т. е. «дыхание,
приводящее к оцепенению». И действительно, Кевала Кумбхака
включает в себя не только полное прекращение движения воздуха и
мышц, но и отключение от внешнего мира. Все заботы, планы,
желания и надежды, неотложные дела — все временно забыто. В
секунды этого необычного состояния человек испытывает абсолютный
покой. Следует, однако, учесть, что такие блаженные моменты не
продолжительны и равняются времени задержки дыхания, которое,
естественно, не может быть длительным. Кевала Кумбхаку следует
повторять по нескольку раз в день, и тогда она даст хорошие
результаты — полный отдых и покой, снятие нервного напряжения,
физической и умственной усталости.
После упражнений, контролирующих дыхание, йоги рекомендуют
лечь в позу Савасана на несколько минут, а затем искупаться в теплой
воде. Можно выпить стакан теплого молока. Пищу сразу после
контролируемого дыхания принимать не следует. Йоги практикуют
Пранаяму 4 раза в день. Начинающим рекомендуют 2 раза в день,
утром и вечером.
Если асаны и дыхательные упражнения выполняются в один
прием, то обязательно в такой последовательности: вначале асаны,
потом дыхательная гимнастика, а уж в конце упражнения на
концентрацию.